Страницы

воскресенье, 28 июля 2019 г.

ЕСЛИ НЕВОЗМОЖНО ОБИДЕТЬ, ТО МОЖНО ОБИДЕТЬСЯ!!!!!

Супружеская терапия часто включает в себя работу с чувствами вины-обиды. 
Часто к ним добавляются гордыня и псевдо-прощение.


Чувства вины-обиды всегда имеют:

А) субъективный характер: человек интерпретирует ситуацию исключительно из "собственной колокольни".
Б) манипулятивный характер: задача у вины-обиды одна - заставлять, манипулировать, влиять, наказывать, сбросить / переложить ответственность.
Как правило обвинитель застревает в ТЫ-утверждениях, в то время как Виноватый застревает в Я-утверждениях.
Что мешает простить, отпустить обиду-вину?
Отсутствие способности прощать
Плюс
гордыня: "А почему я первый должен извинятся?" ; "А чего он...?" ;"А вот пусть он сначала...."
Плюс
неадекватная оценка (самооценка)
Плюс
потребность сохранять связь с обвинителем или виновным.
КАК НАС ОБУЧАЮТ ЧУВСТВОВАТЬ ОБИДУ ИЛИ ВИНУ:
Обижаться, чувствовать себя виноваты ровно также как и прощать ребенок учится в детстве. Потом делает это автоматически.
У младенцев нет эмоции обиды, хотя есть эмоции гнева, отвращения, когда им даешь не то, что они хотят. Маленькие дети тоже не умеют обижаться. Обижаться ребенок учится с возрастом и, прежде всего, у своих родителей.
Например, мама может обидится, если ребенок плохо себя ведет для того, чтобы заставить ребенка вести себя по-другому.
«Да я… ради тебя…. Лучшие годы своей жизни…. А ты….» и так далее и тому подобное…
Таким образом мама либо показывает:
а) что ОБИДА – это способ влияния, и достаточно удачный в некоторой степени.
б) растит ВИНОВАТОГО человека.
Иногда родители учат находить виноватых:
«Вот посмотри, какой твой папа …. Алкоголик… Он всю жизнь нам испортил»
Или классика жанра: мальчик ударился о дверь, мама тут же подбегает к плачущему младенцу со словами: «Плохая дверь! Давай ее стукнем!»
И что получаем в результате:
- Нарциссизм и гордыню – «Ты - хороший, мир – плохой»
- Способность перекладывать ответственность за собственные действия, уходить от ответственности.
- Идентичность бедняжки /жертвы.
В подростковом возрасте обида как способ поведения закрепляется. Подростки часто используют свое страдание напоказ, и от этого также получают выгоду, часто – для того, чтобы обвинить другого человека и уйти от личной ответственности.
Если вы когда-нибудь чувствовали себя виноватыми рядом с человеком, который бесконечно обижается, вы знаете, как это мучительно. И порой бывает, ты уже готов сделать все, что угодно, только чтобы эту вину не чувствовать.
Делаешь, как он хочет, не потому, чтобы ему помочь, а потому, что так проще его успокоить. Но такой способ действия не сдерживает обиды, наоборот, механизм манипуляции обидой лишь оттачивается со временем.
КАК НЕ ВОСПИТЫВАТЬ В НАШИХ ДЕТЯХ ОБИДУ-ВИНУ
1. Сознательно обучаться здоровым способам общения с ребенком.
Есть формула классика гуманистической психотерапии Карла Роджерса: «Я тебя люблю, но то, что ты делаешь, меня расстраивает. Мог бы я тебя попросить, чтобы ты все-таки так не делал?».
2. Важно помогать ребенку учиться общаться прямо. Например, можно спросить: «Вася, ты сейчас на меня злишься? Тебе неприятно, что я тебя прошу сначала делать уроки, а потом пойти гулять?» Важно дождаться его ответа о чувствах: «да, я злюсь».
3. Предложить партнерские отношения: «Давай я тебе расскажу, почему я так делаю, почему я тебе это запрещаю»
КАК НАУЧИТСЯ ПРОЩАТЬ, КОГДА ТЫ УЖЕ ВЗРОСЛЫЙ?
В Библии написано: и прости долги наши ТАКЖЕ, КАК и мы прощаем должникам нашим. Представьте себя в контекст вечности, когда и вы, и ваш обидчик стоите пред Богом и …что тогда? Неужели на пороге вечности ты скажешь Богу: «Ты знаешь, он вот это все это мне сделал – Ты там это учти, пожалуйста»? Что будет с твоим сердцем, когда вы окажитесь на этом рубеже?
Следует понимать, что прощение – это не акт, а процесс. Иногда процесс длительный!
Что можно сделать?
1. Желание, намерение и честность!!!
Всегда необходимо начинать с желания простить.
Задайте себе вопрос: «Действительно ли я хочу простить?» И дайте себе честный ответ!!
2. Осознание своих чувств!
Задайте себе вопрос: «Какое чувство мне мешает отпустить обиду и простить?»
Гнев? Гордыня? Ненависть? Печаль? Страх?
3. Увидеть в другом человека.
Помните, что ваш обидчик – такой же человек, как и вы и он может ошибаться, заблуждаться, быть в плохом настроении, иметь свои травмы, и в принципе, как и каждый человек может быть как и добрым, так и злым.
4. Поймите, что всё проходит
Понять, что всё проходит… ну, абсолютно всё проходит!
Сходите на кладбище и убедитесь, что проходит всё. Это снижает значимость любой проблемы, успокаивает эмоции и повышает осознанность.
Обида уже не то, что сжирает вас изнутри и иногда даже клинит мозги, а просто задача, которую надо решить… желательно до кладбища.
5. Ищите драгоценность
Поймите, что в любой болезненной ситуации есть какой-то урок.
И ВАМ, именно вам, это было нужно. Не этот гад испортил вам жизнь, а вы зачем-то его «попросили» научить вас чему-то.
Мне помогает написать так называемый Я-кательный переворот: Пишете все претензии без стеснения и выбора слов.
«Он не любит меня. Он издевается! Как он мог сказать такое!» и тут же переписываете, заменяя «Он» на «Я».
«Я не люблю себя, я издеваюсь над собой…». Так можно увидеть в чем урок.
6. Откажитесь от роли бедняжки, жертвы, обиженного
За обидчивостью стоит дефицит ценности себя. Этот дефицит рождает потребность, чтобы вокруг меня все время носились, доказывали, что я — есть, я хороший, я нужен, меня есть за что любить и что я любим.
Работайте над своей само-ценностью. Вам не нужна обидчивость, чтобы быть ценным.
7. Учитесь быть ответственными.
Не используйте обиду, как способ оправдать свою лень, нежелание брать свою жизнь в свои руки. Помните, вы не сторонний наблюдатель в своей жизни, а активный ее творец!.
8. Попросите прощения у своего обидчика!!!
Да-да…. Именно у обидчика. Ведь обида- это подсознательное желание наказать, уничтожить, управлять и проч..
Начните со слов:
Прости меня за то, что…
Мне очень жаль, что я….
В заключении напишу свою любимую притчу.
Притча " семейное счастье "
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует.
Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. ...
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный.
Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них то все виноваты. А вот у нас все правы...
Артем Федоров
Психолог, гипнолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий